Эстрадный вокал
Специальность «Эстрадный вокал»
В последние десятилетия особенно возрос интерес общества к эстраде и эстрадному исполнительству, как к новому виду вокального искусства среди детей и молодежи. Центральное телевидение демонстрирует широкому кругу телезрителей крупные проекты в этом направлении: «Утренняя звезда», «Фабрика звезд», «Голос» и т.д. По результатам таких мероприятий и, по мнению специалистов в этом направлении, стало очевидным, что начинать заниматься эстрадным вокалом можно с раннего возраста. В музыкальных школах начали открываться вокальные отделения. Наша школа не стала исключением. В 2011 году на музыкальном отделении появилась специальность «Эстрадный вокал». К большому сожалению занимаются только девочки.
Пение – искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Вокал как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности.
Значение занятий искусством, музыкой, а именно пением очень конкретно и затрагивает три важнейших для жизни человека сферы:
– здоровье:
в процессе пения происходит естественная реабилитация состояния человека, восстановление его работоспособности, что научно доказано и обосновано;
– интеллектуальное развитие:
благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память;
– самоактуализация:
формируются метапотребности (отдаленные цели), которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу.
Нельзя забывать, что оптимальный период для занятий искусством – детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации. Занятия искусством – жизненная необходимость: правое полушарие – “эмоциональный мозг” является основой для развития левого полушария – “мозга рассудочного”. Только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий. И только такое развитие создает полноценную и психически устойчивую личность.
Таким образом, обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития.
Занятия вокалом являются одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного.
Стоит отметить, что предмет «Эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками. Движение на сцене – одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений. В свою очередь актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый талантливый певец должен быть хорошим актёром, герой песни – его главная роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем. А для того, чтобы выполнить поставленные актёрские задачи необходимо понять и прочувствовать душу главного героя песни, слиться с этим образом и только после этого считать произведение выученным, готовым к показу.
Учебный план по вокалу очень разнообразен. Дети изучают эстрадное пение, сольфеджио, коллективное музицирование (ансамбль), музыкальную литературу, общее фортепиано, сценическое движение. Неотъемлемой частью, конечно, являются выступления, фестивали и конкурсы.
С ПЕСНЕЙ ЖИТЬ ИНТЕРЕСНЕЙ!
«Сердце каждого ребенка открыто для музыки,
надо только помочь ему увидеть богатое разнообразие мира,
познать себя и тогда, став частью души,
она поселится в нем навечно».
В системе музыкальной педагогики эстрадная – самая молодая. Профессиональному эстрадному образованию в нашей стране немногим более 20 лет. Соответственно детская эстрадно-музыкальная педагогика насчитывает 12-13 лет.
Интерес детей, родителей и зрительской аудитории к этому виду художественного творчества чрезвычайно велик. Свидетельство тому – открытие в школах искусств отделений эстрадного вокала, множество конкурсов юных исполнителей эстрадной песни, где проявляются несомненные успехи в развитии жанра.
Формирование личности ребенка, раскрытие и приумножение его творческих способностей в художественном искусстве эстрадного пения – задача необыкновенно сложная и ответственная.
В Месягутовской детской музыкальной школе отделение эстрадного вокала существует _____ лет. Это – творческое объединение детей, имеющих выраженные музыкальные, вокальные, хореографические способности, проявляющих интерес к современной эстраде, стремящихся к участию в концертной и конкурсной деятельности.
Обучение рассчитано на 5 лет. Дети принимаются на отделение на основе специального отбора и прослушивания, в ходе которого выявляются музыкальный слух, чувство ритма, умение двигаться под музыку. В процессе обучения учащиеся получают знания по таким предметам, как вокал, ансамбль, сольфеджио, музыкальная литература, сценическое движение, фортепиано.
Предмет «Вокал».
Задача – научить детей петь технологически грамотно, эмоционально и образно, издавать сильные, красивые звуки. Педагоги работают над постановкой голоса, координацией слухового и голосового аппарата, развивают вокальные данные, учат детей слышать музыку и исправлять допущенные ошибки. Работают над особенностями эстрадного пения, которое имеет специальную манеру и исполнительские приемы.
Предмет «Ансамбль»
Задача – воспитать у учеников чувство ансамбля, умения слышать себя и партнеров, стремление к художественному единству при исполнении.
Ансамбль – это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных моментов ансамблевого звучания.
Предмет «Сольфеджио»
Задача – познакомит детей с элементарной теорией музыки (музыкальными терминами, нотами, аккордами и т.п.).
Предмет «Музыкальная литература»
Задача – познакомить детей с жизнью и творчеством композиторов, их произведениями.
Предмет «Сценическое движение»
Задача – научить выражать себя и песенный образ через движения, разучиваемые на занятиях, тем самым создавая основу для каждого шоу-номера. Сформировать раскованного, общительного человека, владеющего телом, словом и музыкой.
Предмет «Фортепиано»
Задача – обучить игре на фортепиано несложных пьес. Умению аккомпанировать и подбирать по слуху вокальные произведения. Исполнять мелодию разучиваемого вокального произведения.
Цель всей образовательной программы – организовать обучение таким образом, чтобы создать условия, обеспечивающие выявление и развитие творческих способностей детей, реализацию их потенциальных возможностей и оказание им социальной поддержки. Развивать и поддерживать устойчивый интерес ребенка к вокально-эстрадному творчеству, создавать комфортные условия для интересной творческой работы в коллективе, способствующих развитию коммуникативных навыков личности.
Учебный процесс организован в форме индивидуальных и групповых занятий.
Индивидуальные занятия по постановке голоса проводятся в течение всего периода обучения в школе два раза в неделю, общее фортепиано – один раз в неделю. Групповые занятия: сольфеджио, музыкальная литература, ансамбль, сценическое движение – один раз в неделю. Также предусматриваются репетиционные занятия для постановки и отработки концертных номеров. Подбор репертуара педагогами осуществляется индивидуально для каждого ученика.
В ходе занятий дети овладевают вокальными и ансамблевыми навыками и совершенствуют их, учатся работать над собственным вокальным звуком, формируют тембр, тренируют дыхание, постепенно доводя все это до максимально приближенного к профессиональному.
Успехи учащихся контролируются зачетами в конце каждой четверти, экзаменом в конце всего курса обучения. А так же дети участвуют в различных творческих конкурсах, культурных и праздничных программах. Их выступления пользуются неизменным успехом у публики.
К концу обучения выпускники эстрадного вокала умеют:
– исполнять вокальные произведения различных стилей и жанров с использованием приобретенных вокальных навыков;
– работать в вокальном ансамбле;
– работать с микрофоном;
– держать себя на сцене;
– разбираться в стилях, эпохах и жанрах музыки;
– аккомпанировать и подбирать по слуху;
– записывать и разбирать вокальное произведение по основам теории музыки;
Не существует неодаренных детей, есть нераскрытые способности. Мы помогаем детям открыть свои возможности, развить и приумножить таланты.